?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миф-перевертыш

      Миф о Павлике Морозове интересен тем, что он сумел раздвоиться, то есть при изменении дискурса появилась новая концепция, противоположная исходной, хотя, при этом используется, фактически, тот же самый нарратив. Трудно сказать, как оценивать эту ситуацию: имеем ли мы разные концептуальные варианты одного мифа, или же два разных мифа с одним сюжетом.

      Рассмотрим основные мифологические элементы сюжета и разницу в их представлении. Далее: И — исходная концепция (большевистская); Н — новая концепция (демократическая); курсивом даны мои комментарии

1.

* И. Отец Павлика — контрреволюционер, помогавший кулакам утаивать зерно.
* Н. Отец Павлика — борец за свободу крестьянства.
* На самом деле, отец Павлика был просто коррумпированным представителем власти, взяточником, а вовсе не врагом народа и не борцом за свободу народа.

2.

* И. Павлик совершил акт гражданского мужества, сообщив властям об антинародной деятельности своего отца.
* Н. Павлик — стукач, мерзкий предатель, донесший карательным органам на родного отца.
* На самом деле, нет никаких оснований говорить о доносе Павлика, т. к. в материалах следствия этого нет, такая версия распространилась позднее. Павлик всего лишь выступил свидетелем на суде, причем, его свидетельство явилось только косвенной уликой.

3.

* Павлик был пионером
* На самом деле, первая пионерская организация в тех краях появилась только несколько лет спустя, сам же Павлик особо не интересовался политикой

4.

* И. Павлик был убит родственниками по мотивам классовой мести
* Н. Демократы на факте убийства, как правило, не акцентируют внимание, правда, некоторые из них выдвигают версию, что Павлик был убит агентами ОГПУ, но никаких доказательств не приводят
* На самом деле, Павлика родственники убили из корыстных интересов, чтобы перераспределить землю, дело в том, что отец Павлика, как старший из братьев, имел самый большой надел, а после его осуждения, вся земля отошла Павлику


     Конечно, адепты любой политической идеологии вправе придумывать свои мифы, допустимо также использовать чужие мифы, переустановив акценты, поскольку авторских прав в области мифологии не существует. Однако, желательно всё-таки использовать в мифах выдуманных персонажей, а не реальных людей; разве тем, кто поддерживает и распространяет такие истории, понравится, если и их имена после смерти будут полоскать в разного рода фантастических небылицах.

     Политиканы разных мастей, что красные, что белые, стараются мифологизировать наше сознание, представить весь мир в виде схемы, а объекты этого мира в виде символов. Символами заменяются реальные люди, реальные места, реальные события, явления. Если руководство правильно обозначит символы, то народу и думать ни о чем не надо, мир становится простым и понятным