?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

80 лет назад (сентябрь, 1933) пущена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога в Магадане.
(Журнал «Колыма», 1936, № 4)

         Первые две ветки железной дороги предназначались для доставки леса в строящийся Магадан и проходили по долинам рек Магаданка и Каменушка.

        Курсировавшие по железной дороге два паровоза колымского завода (каждый тянул состав из 15 платформ) могли в общей сложности привезти в Магадан до 600 м3 дров или 220 м3 круглого леса. В выходные дни один из паровозов с составом платформ предоставляли городским организациям для перевозки экскурсий и рядовых магаданцев, желавших отдохнуть в живописных окрестностях Магадана.
(Козлов А. Г. Магадан: возникновение, становление и развитие административного центра Дальстроя)

         В 40-х годах началось строительство ещё двух железных дорог: Магадан - Палатка и Эльген Угольный - Таскан. Были на просторах Колымы и другие узкоколейки, местного значения

         Железные дороги Охотско-Колымского края прекратили функционировать во второй половине 50-х. Увы, мне не довелось застать узкоколейку, пролегавшую вдоль моего родного поселка, её разобрали незадолго до моего рождения, и мне осталась только голая насыпь, с валяющимися на ней элементами крепежа; кстати, насыпь до сих пор по традиции называют "железкой".

         Своё личное отношение к колымским узкоколейкам я выразил на странице моего сайта ( Kolyma railroad ), а вот что пишет журналист Павел Засухин в своей книге "Мост между временами"

        Я долго не мог понять, почему и у меня, и у всех, кто беседовал со мной, факт закрытия нашей железной дороги вызывает какую-то странную боль в сердце? А потом неожиданно натолкнулся на разгадку в работе «Пятидесятые. Солнечная долина», что принадлежит перу Б. Казакова, кандидата химических наук, изучавшего историю стекольного завода. Вот что пишет этот исследователь:
         «Задержка в пути всегда раздражает водителя и пассажира. Однако одну из таких оба воспринимали, можно сказать, с теплотой. Это когда опускался шлагбаум при прохождении поезда железной дороги Магадан-Палатка. Она же пролегала и. считай. под окнами у дома ИТР. Редкий его обыватель не подходил к окну , чтобы полюбоваться составом, подходящим к станции Красавица. А у 47-го км машины замедляли ход, чтобы полюбоваться маневровыми паровозами - там было депо. А как же иначе, кто из прибывших в свое время на Колыму, миновав сибирские дали, к берегам Тихого океана добирался не поездом? От этой железной дороги, хоть и казалась она игрушечной, на всех веяло материком, который был так далеко!»




1956 год, работники Палаткинской автобазы вывозят отслуживший своё локомотив
(из книги "Мост между временами")





Из книги "Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых политических репрессий"





Интернет-ресурсы

Сайт О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
      Узкоколейные железные дороги Магаданской области

Сайт Энциклопедия отечественных узкоколейных железных дорог
      Узкоколейные железные дороги Магаданской области

Сайт Моя Родина — Магадан
      Железные дороги Магаданской области

Сайт МАГАДАНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

Блог Александра Крылова, проект "Призрачная Колыма"
      Железные дороги Магадана – мост, который построил зек
      Железные дороги Магадана – «Станция Уптар»



Широков А. И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории  —  Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009

Козлов А. Г. Магадан: возникновение, становление и развитие административного центра Дальстроя (1929-1945) —  Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2007

Бацаев И. Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых политических репрессий (1932-1953). Дальстрой —  Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002

Бацаев И. Д., Козлов А. Г. Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и документах: В 2-х ч. Ч. 2 (1941-1945) —  Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002

Бацаев И. Д. Очерки истории Магаданской области (начало 20-х — середина 60-х гг. XX в.)  —  Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2007

Лукин И. И. Первостроители: Из истории стр-ва на Крайнем Северо-Востоке СССР  —  Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1987

Колымский Гуманитарный альманах. Вып. 3  —  Магадан: Кордис, 2008

Засухин П. А. Мост между временами. Краеведение: факты, легенды, гипотезы: Очерки  —  Магадан: Новая полиграфия, 2012

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
8 сент, 2013 07:38 (UTC)
80 лет железным дорогам Колымы
Пользователь 52vadim сослался на вашу запись в записи «80 лет железным дорогам Колымы» в контексте: [...] Оригинал взят у в 80 лет железным дорогам Колымы [...]
52vadim
8 сент, 2013 07:38 (UTC)
Класс..!))
livejournal
9 сент, 2013 07:01 (UTC)
Топ 5 Магаданских постов в ЖЖ за неделю.
Пользователь alkrylov сослался на вашу запись в записи «Топ 5 Магаданских постов в ЖЖ за неделю.» в контексте: [...] на всех веяло материком, который был так далеко!» История колымских железных дорог в блоге [...]
livejournal
26 июл, 2015 13:29 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
27 июл, 2016 21:14 (UTC)
Для поездок на кемпинг в выходные магаданцы предпочит
Пользователь alkrylov сослался на вашу запись в своей записи «Для поездок на кемпинг в выходные магаданцы предпочитали поезда еще 76 лет назад» в контексте: [...] и другие узкоколейки, местного значения. Блогер Владимир Сергин в своем интернет-дневнике пишет [...]
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner