?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выдержки из книги Лукина

....................
Даже железные дороги были проложены на Крайнем Северо-Востоке, правда — узкоколейные... В период 1939— 1944 гг. две из них пролегли от Магадана до Палатки и от Таскана до Эльгена Угольного (общей протяженностью 136 кы). Первая обеспечивала доставку грузов до Палатки, где была организована перевалочная база (дальше груз горнякам доставляли машинами). Обратно поезда везли дрова, заготавливаемые в поймах рек Хасын, Уптар, Дукча, пли уголь Хасынского месторождения. Кстати, большинство котельных Магадана были переведены на хасынский уголь уже в 1939 г.
.....................
.....................
Современному читателю, привыкшему к нашим скоростным и мощным магистралям, трудно представить узенькую нитку дороги, игрушечные вагоны и дымящие черной копотью миниатюрные «кукушки». Однако в те времена даже такая дорога имела для северян очень большое значение. Невелико было и расстояние, на котором действовала она, но при двустороннем грузопотоке стоимость перевозок по ней на 20% была ниже автотранспортных. А руководство Дальстроя неоднократно пыталось увеличить нагрузку на узкоколейку. Вспоминается 1949 г.( когда была создана специальная комиссия (заместитель начальника Дальстроя по строительству И. М. Перфилов, главный инженер Дальстройпроекта И. И. Лукин, начальник железной дороги М. А. Поцаль, начальник ОКСа Дальстроя Л. И. Синкевнч), которой поручили разработать мероприятия по увеличению пропускной способности железпон дороги. Такие мероприятия были разработаны и внедрены. С июня 1950 г. пропускная способность дороги достигла 1000 т в сутки и обеспечивала движение двадцати нар поездов.

Управление дороги подчинялось начальнику Колымснаба, но с апреля 1953 г. дорога была передана в подчинение управления автотранспорта. Руководители этого подразделения, как показало время, не были заинтересованы в развитии узкоколейки и практически ничем пе помогали коллективу дорожников, взяв негласный курс на ликвидацию узкоколейки. Этому способствовала и частая сменяемость руководства дороги. После М. А. Подали с 1953 по 1956 г. начальниками ее назначалась А. Г. Крикун, С. А. Горин и Г. В. Пупко. В итоге с 1952 г. дорога обеспечивала только односторонний грузопоток: Магадан — Палатка... Теперь уже можно было говорить и о нерентабельности магистрали, чем не преминули воспользоваться руководители управления автотранспорта С. С. Толкачев, а затем и А. М. Рыхлицкий. Они неоднократно ставили вопрос перед начальником Дальстроя о ликвидации дороги. Для них дорога была чужой, требовала внимания, оперативного решения многих вопросов, связанных с ее работой. Только нежелание заниматься железной дорогой привело к ликвидации конкурентного транспорта.

С 1 июня 1956 г. узкоколейная дорога Магадан — Палатка законсервирована «как нерентабельная, дающая сверхплановые убытки», а в декабре 1957 г. распоряжением председателя Магаданского совнархоза ГО. В. Чугуева полотно узкоколейки и подвижной состав были переданы Сахалинскому совнархозу.
.................

--------------------
Лукин И. И.   Первостроители: Из истории стр-ва на Крайнем Северо-Востоке СССР   —   Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1987


В качестве послесловия приведу отрывок из книги Засухина

.................
С закрытием железной дороги связан один малоизвестный историкам тихий бунт.
Управление Магаданской железной дороги и паровозное депо дислоцировались в посёлке Уптар. В 1956 году железнодорожное начальство свернулось и уехало. А посёлок, где проживало около 500 человек, был брошен - железнодорожники отключили электричество от жилого сектора, сняли телефонные провода, закрыли баню, перестали отапливать поселковый клуб. Словом, в миниатюре была предвосхищена ситуация середины 1990-х.

Однако время было ещё стопроцентно советским. Вал жалоб и стихийная «буза» в посёлке, длившаяся с лета 1956-го по весну 1957_го, всё же дошли до высокого начальства. Облисполком нашёл соломоново решение - перебазировал на Уптар дорожно-эксплуатационный участок. Дорожники обеспечили работой оставшийся беспризорным посёлок, сумели наладить функционирование социально-культурных объектов. «Буза» прекратилась...
--------------------
Засухин П. А.   Мост между временами. Краеведение: факты, легенды, гипотезы: Очерки   —   Магадан: Новая полиграфия, 2012

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
4 ноя, 2016 09:35 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
6 ноя, 2016 04:45 (UTC)
Колымские байки. Как убили магаданскую железную дорог
Пользователь alkrylov сослался на вашу запись в своей записи «Колымские байки. Как убили магаданскую железную дорогу» в контексте: [...] Новая полиграфия, 2012 Оригинал взят у в Колымские байки. Как убили магаданскую железную дорогу [...]
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner