самый главный енот (v_a_sergin) wrote,
самый главный енот
v_a_sergin

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Колымские байки. Как строили аэропорт

Взято из книги в честь 20-летия аэропорта МАГАДАН

Аэродром предстояло строить в 56-ти километрах от Магадана. Там была сплошная тайга, тучи комаров и один покосившийся барак, - вспоминает известный магаданский строитель, один из первых главных инженеров строительства аэродрома Э. И. Райский в книге «Каждый выбирает для себя». (М., 2003). - И очень ранимая природа. Под ногами, под мохо-торфяным слоем - вечная мерзлота. Причем высокотемпературная - самая коварная, распространенная на значительной части Северо-Востока.
.........................
.........................
...На строительстве аэродрома каждый день приносил особые, колымские сюрпризы. Нас подводил завод, выпускавший всю арматуру для взлетно-посадочной полосы, щебень для товарного бетона, весь товарный бетон, который укладывался в полосу. Это довольно крупное предприятие строительных материалов было одной из структур сооружавшей аэропортовый комплекс зоны с численностью работающих 700 человек.

Сэм лагерь строгого режима, откуда доставляли рабочих, находился в Упта-ре, в семи километрах от места строительства. В магаданских условиях каждый не только час - минута работы с монолитным бетоном была на счету. Существовала минимальная суточная норма укладки бетона, меньше которой работа теряла смысл: пропадал впустую короткий строительный сезон. Вес упиралось в это злосчастное предприятие. От него требовалась работа напряженная, ответственная. А откуда ей взяться? Заключенные и есть заключенные.
........................
Вдруг приезжает ко мне Иван Николаевич Угрюмов, прокурор по надзору за местами лишения свободы. Периодически он проверяет, что происходит в зонах. Зашел к нам: «Вы чего такие скучные?». Я стал рассказывать. Беда, говорю, просто беда. А магаданцы, надо сказать, следили за строительством аэродрома. Кому охота испытывать приключения при поездках в отпуск и обратно! Все ловили передачи по радио, строчки в газетах, обсуждали ход стройки на самых неожиданных сборищах.

Иван Николаевич опустился на стул. «Знаешь, я тебе дам совет. Но только ты на меня не ссылайся. У тебя сколько человек работает? Семьсот? Ты должен каждый день давать на эту зону - без денег! - 2100 больших пирожков и 350 пачек грузинского чая. Но только грузинского, понял?»

Как не понять. Только из грузинского листового чая делают настоящий чифир. Ни индийский, никакой другой не годится: получается просто горчичный напиток, никак на организм не воздействующий. И заключенные это знают.
«ты проделай все это в один сезон, а я проверять тебя ни стану», - обещает Иван Николаевич - «надо же что-то делать».

Видимо, он сдержал слово. Я встретил начальника лагеря «Уптар», начал было говорить: «Слушай, знаешь, мы вот хотим...» А он в ответ: «Ничего не знаю!» - и ушел от разговора. Значит, представлял, о чем идет речь.

А я тем временем собрал на стройке работников нашей стоповой. Они поняли задачу, поставили несколько человек на изготовление огромных по размерам пирожков с разной начинкой -с картошкой, капустой, горохом. Завезли коробки с грузинским чаем, раздобыли немного кускового сахара. Когда все было готово, я отправился в зону, собрал бригадиров и центровых. «Центровыми» называли влиятельных в лагере воров, которые выходили на работу, но не работали. Они во многом определяли атмосферу в зоне.

«Вот так, - говорю. - предлагаю условия: к вашей зарплате, которая начисляется, в течение дня, даю по три пирожка...» И показываю - они были хорошо выпечены, вкусно пахли, лоснились маслом. «А также по половине пачки чая грузинского, по три кусочка сахара».

Они сидят, смотрят в высшей степени недоверчиво. Их же кормили ужасно. Наконец заговорили: «Ну, ладно, начальник, давай распишем, что надо». Мы стали расписывать вес виды работ по арматуре, щебню, перегрузке цемента, изготовлению товарного бетона, стеновых материалов. Расписали потребность суточную, затем часовую - чего и сколько требуется в час. И кто за поставки отвечает. На другой день картина совершенно изменилась.

В августе 1961 года бетонорастворный узел вышел ма проектную мощность, что позволило форсировать вce работы.

9 августа 1963 года стройуправление №4 (начальник К.В. Кашлаков) досрочно закончило строительство первой очереди взлетно-посадочной полосы.

----------------------
Е. А. Безнутрова, Д. И. Райзман   Воздушные ворота Колымы. Международный аэропорт «Магадан». 20-лет — Магадан: Охотник, 2011
Tags: Колыма, Колымские байки, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments