самый главный енот (v_a_sergin) wrote,
самый главный енот
v_a_sergin

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

70 лет АЛСИБу




70 лет назад (1942) бюро Чукотского окружкома ВКП(б) на основании сообщения командира перегоночной дивизии И. Мазурука приняло постановление об открытии военной воздушной трассы АЛСИБ (Аляска-Чукотка-Колыма-Сибирь-фронт) по перегону самолетов из Америки в СССР.

(ОГУ «ГАМО». Ф. П-22. Оп.1. Д. 96. Л.61.62).




24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о поддержке СССР в войне с Германией, и в тот же день были разморожены советские счета в банках США. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолетов, а также боеприпасов, продовольствия и т. д. на условиях ленд-лиза.

Было принято совместное решение, что самолеты будут поставляться морскими конвоями в порты Мурманск и Архангельск и через иранские порты северного побережья Персидского залива, а также перегоняться по трассе протяженностью 6 334 км с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска. Назначенный командиром перегоночной дивизии знаменитый полярный летчик И. П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более пяти тысяч километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков – дорог, населенных пунктов и тому подобное – не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».

Авиаплощадки строились при активном содействии местного населения, а также с использованием труда заключенных Севвостлага. Аэродромы были построены в Марково, Анадыре, Певеке, Хандыге, Чайбухе, Омолоне, Кедоне, Сеймчане; гидроаэродромы – в Гижиге, Магадане, Чайбухе. Трасса была оборудована в кратчайшие сроки. Официальное ее открытие состоялось 25 сентября 1942 г., когда на основании сообщения И. П. Мазурука о готовности авиатрассы было принято постановление бюро Чукотского окружкома ВКП(б). 29 сентября подполковник П. Недосекин провел с аэродрома Ледд-Фильд близ Фербенкса через Берингов пролив первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон», которые благополучно совершили посадку на аэродроме Уэлькаль. Самолеты перегонялись несколькими перегоночными полками, которые работали каждый на своем участке. 2-й перегоночный авиационный полк (командиры: подполковник А. Г. Мельников, позднее подполковник М. И. Павленков) базировался в Уэлькале. Его летчики перегоняли самолеты по сложнейшему участку трассы в 1 400 километров над безлюдной центральной частью Чукотки, над высокогорным районом Омолона и Колымским хребтом до Сеймчана. 3-й авиаполк (командиры: подполковник Н. Твердохлебов, затем майор Б. И. Фролов) вел самолеты по маршруту от Сеймчана до Якутска (1 167 километров) над хребтами Черского и Верхоянским, над Оймяконом – полюсом холода. Холод (до –50оС) нередко сопровождался устойчивыми туманами, поэтому со второй половины ноября до середины февраля перегонка велась преимущественно по побережью Охотского моря через Магадан и дальше на Якутск.

В первые месяцы при перегонке в крайне тяжелых условиях самолеты часто терпели аварии, и в колымской тайге оставались лежать безвестные герои. В 1972 г. в поселке Кадыкчан Сусуманского района на могиле погибших летчиков экипажа капитана И. А. Ковылина был установлен памятный обелиск. В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В. П. Матвеева предприняла экспедиции в район реки Нагаин, где были обнаружены останки военных самолетов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь летчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы АЛСИБ.

Всего за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 275 зданий и сооружений, по трассе перегнали 7 928 боевых самолетов. К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта на Северо-Востоке и в Восточной Сибири.

(Календарь дат и событий обл. б-ки им. А. С. Пушкина).



Текст постановления №ГКО-739с о создании Красноярской воздушной линии. 9 октября 1911 г.

В дни, когда гитлеровцы уже готовились к победному параду на Красной площади, в период с 29 сентября по 1 октибря 1941 г. в Москве прошла трехсторонняя конференция союзных держав. На ней США и Англия обязались поставлять Советскому Союзу, начиная с октябри 1941 г, но 400 самолётов ежемесячно. Среди главных вопросов па встрече обсуждались и маршруты доставки американских боевых самолетов в СССР, включая Восточную Сибирь.
Уже через неделю после окончании Московской конференции, 9 октября Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление №739с «О воздушной линии Красноярск—Уэлен», и котором было решено «обязать Главное управление Гражданскою флота» (ГУ ГИФ) приступить к расширению имевшихся сухопутных аэродромов, изысканиям и строительству новых основных аэродромов и запасных площадок для линии, пролегавшей через Аляску, Чукотку, Колыму и Якутию. По ней можно было бы организовать перетопку американских самолётов своим ходом на советско-германский фронт. Кроме того, действовавшие аэродромы Полярной авиации Главсевморпути и Дальстроя НКВД в Анадыре, Марково, Сеймчане, Береляхе и Верхне-Колымске (Зырянке) также передавались в ведение ГУ ГВФ. Впоследствии эта трасса станет легендарной и войдёт в историю Великой Отечественной войны под названием «АЛСИБ» или «Аляска - Сибирь».
Решение руководства страны являлось смелым и неожиданным, так как до тех пор по этому направлению полёты колёсных самолётов вообще не производились. В тех местах эпизодически летали только лётчики Полярной авиации: летом - на гидросамолетах, а зимой на лыжах. Перед коллективом ГВФ, который возглавлял известные полярный пилот, Герой Советского Союза генерал-майор B. C. Молоков, была поставлена тяжелейшая задача: воздушные трассы и аэродромы должны быть расположены в местах, где никогда не ступала нога человека, пересечь ряд горных хребтов и начать работу в невиданно короткие сроки. Готовность магистрали была определена к 30 декабря 1941 г., то есть через 3 месяца после принятия постановления ГКО.
....................................................

Митинг no случаю завершения строительных работ на аэродроме Марково. 1944 г.

Уже к началу октября 1942 г. на трассе было введено и строй 10 аэродромов: ранее действовавшие Красноярск, Якутск к 8 новых. Базовые - Киренск, Сеймчан. Уэлькаль, а также промежуточные и запасные - Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелех и Марково. Строились и другие запасные площадки с грунтовыми взлётно-посадочными полосами (ВПП) Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хапдыга, Зырянка и Анадырь. Некоторые из них предназначались только для зимнего действия.


Бомбардировщики А-20 «Бостон» на стоянке в Фэрбенксе перед перелётом в СССР. Аляска. США. 1943 г.


Из книги  Полярная авиация России



Герой Советского Союза Мазурук Илья Павлович
Над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки. Опасная красота - в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.
http://statehistory.ru
Товарищи по оружию. Фэрбенкс, Аляска
http://pobeda.krskstate.ru


В городе Фэрбенксе, откуда уходили самолеты в свой долгий путь до фронта, стоит памятник летчикам – советскому и американскому. Они смотрят в сторону Берингова пролива.
http://pobeda.krskstate.ru



Памятник в Якутске лётчикам-перегонщикам
http://statehistory.ru



Историческое здание а/п Сеймчан (постр. 1943 г.). Новые власти собираются его снести
  http://www.fotoalbom.su



Мемориальная табличка на здании Сеймчанского а/порта
http://imagadan.livejournal.com
Подробнее про АЛСИБ можно прочитать в книге:
А. Почтарёв, Л. Горбунова   Полярная авиация России. 1914—1945 гг. Книга первая   —   М.: Paulsen, 2011
Электронный вариант книги имеется в Колымской библиотеке (2-я страница каталога)

Tags: Северо-Восток, авиация, война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments